На заседании Совета Общественной палаты Оренбуржья обсудили вопрос мусорной реформы

18 февраля состоялось очередное заседание Совета региональной Общественной палаты. На повестку вынесен злободневный вопрос — о ходе реализации региональной программы «Обращение с отходами производства, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области».

В онлайн режиме в мероприятии приняли участие представители заинтересованных ведомств, общественных советов при органах исполнительной власти и муниципальных общественных палат, эксперты.

Заместитель председателя региональной Общественной палаты, член Общественной палаты РФ Ольга Сальдаева обратила внимание, что просчеты мусорной реформы — тема злободневная, наболевшая, обоснованно вызывающая бурную реакцию оренбуржцев, и предложила обсудить ее в разных аспектах, учесть мнения разных сторон.

О результатах общественного мониторинга доложил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития АПК, сельских территорий, экологической безопасности и природопользования Александр Писарев.

В рамках национального проекта «Экология» с 1 января 2019 года в области стартовала новая система обращения с отходами, направленная на решение проблемы стихийных свалок, переработки и утилизации мусора. Утверждена территориальная схема обращения с отходами, разработана нормативно-правовая база. Организация деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также регулирование деятельности регионального оператора отнесены к полномочиям министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. ООО «Природа», получив по итогам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет, с 1 января 2019 года начало исполнять свои обязательства. Услуга оказывается в 678 населенных пунктах. Охват населения коммунальной услугой — 90,4%. За последние три года перевезено почти 1,5 млн. тонн ТКО.

Идет обустройство контейнерных площадок, приобретаются контейнеры. С помощью средств областного и федерального бюджетов создано 1122 площадки, закуплено 8336 контейнеров. ООО «Природа» предоставлен межбюджетный трансферт в размере 88,6 млн. рублей. В 2019-2020 годах ликвидировано 850 мест несанкционированного размещения отходов. В настоящее время муниципалитеты завершают инвентаризацию свалок. В 2021 году из областного бюджета выделена субсидия в сумме 17,2 млн. рублей трем муниципальным образованиям сельских поселений на разработку проектно-сметной документации по ликвидации свалок. В 2022 году на эти цели предусмотрено 22,2 млн. руб. По заключенному соглашению с Минприроды России, планируется к 2024 году осуществить рекультивацию 6 свалок в границах городов Оренбургской области.

Однако люди не удовлетворены ходом мусорной реформы. Об этом свидетельствует анализ обращений, поступивших в администрации и муниципальные общественные палаты. Жители жалуются на несвоевременный вывоз ТКО, нехватку мусорных баков, контейнерных площадок, организацию и содержание мест накопления ТКО. Возросшие тарифы на сбор мусора не отразились на улучшении качества предоставления услуг гражданам.

Повсеместно отмечается нехватка специализированной техники для вывоза ТКО и крупногабаритных отходов, неразвитость инфраструктуры по раздельному сбору, накоплению и утилизации, обработке, обезвреживанию, а также безопасному размещению ТКО. Инвестиционная программа на 2020-2021 годы не выполнена — не проведена модернизация мусоросортировочного комплекса в Оренбурге, не установлены сортировочные линии в Ясненском, Соль-Илецком, Бугурусланском, Сорочинском городских округах, в Новоорском, Новосергиевском, Шарлыкском районах.

Не выполняются намеченные мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, в том числе объектов несанкционированного размещения отходов. Темпы рекультивации свалок остаются низкими.

Во многих муниципалитетах работа по обустройству площадок и приобретению контейнеров идет медленно. Основная причина, на которую многие ссылаются, — отсутствие финансирования. Лишь 7 территорий — Александровский, Новосергиевский, Переволоцкий, Светлинский, Тоцкий районы, город Бузулук, Абдулинский, Бугурусланский городские округа — полностью обеспечили себя контейнерами. В Грачевском, Пономаревском, Беляевском, Красногвардейском, Домбаровском районах, Оренбурге обеспеченность контейнерами составляет от 18 до 39%, в Бугурусланском, Матвеевском и Тюльганском районах — от 42 до 49%.

На 63-85% обустроили контейнерные площадки Северный, Кваркенский, Александровский, Шарлыкский районы, Оренбург, Гайский, Соль-Илекский городские округа, более 50% — Адамовский район, Медногорск. Не приступали к этой работе в Пономаревском районе. Лишь 15 площадок из 400 обустроено в Переволоцком, 21 из 452 в Красногвардейском, 3 из 255 в Матвеевском, 23 из 189 в Октябрьском, 72 из 361 в Курманаевском, 37 из 150 в Домбаровском, 50 из 544 в Бугурусланском районах. Нет и половины площадок в Новосергиевском, Оренбургском, Грачевском, Асекеевском, Илекском районах, городах Бугуруслане, Орске, Сорочинске и ряде других. ТКО вывозятся только из половины населенных пунктов.

Участники заседания приняли активное участие в обсуждении темы.

Председатель общественного совета при государственной жилищной инспекции Оренбургской области Вячеслав Петренко подчеркнул недостаточность взаимодействия между органами власти и региональным оператором. Он указал на явные просчеты со стороны ООО «Природа», но, вместе с тем, отметил — винить во всем регионального оператора было бы некорректно. К примеру, его работу затрудняют неподготовленные подъездные пути к мусорным площадкам, не на высоте экологическая культура жителей.

— Давайте смотреть глубже — если реформа так буксует, может быть, что-то не учтено в законодательстве? Быть может, требуется общественно-правовая экспертиза, — обратился к коллегам Вячеслав Петренко.

Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов отметил — обращения жителей, анализ ситуации показывают, что право на благоприятную окружающую среду является не всегда реализуемым, и заложенные цели реформы не достигнуты. Он акцентировал внимание на таких проблемах, как монополия регионального оператора, невыполнение муниципалитетами обязательств по организации мусорных площадок, а также необходимости мер просветительского и стимулирующего характера.

Первый заместитель министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Николай Свинухов, признав критику в части недостаточной координации действий в реализации реформы, уточнил, что профильному ведомству удается решать острые вопросы. В этом году заложены средства на устройство контейнерных площадок, осуществляется их мониторинг, обустройство и содержание площадок находятся на контроле.

Директор департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Андрей Шумский ответил на вопросы по формированию тарифа на коммунальную услугу.

Участники заседания подчеркнули непрозрачность деятельности регионального оператора «ООО Природа». Жители области не понимают, на что используются их деньги, оплаченные за вывоз мусора, они плохо осведомлены о ходе реформы. На запрос Общественной палаты Оренбургской области о материально-техническом обеспечении общества, инфраструктуре сбора и утилизации ТКО, использовании средств, поступающих от населения, руководство «ООО Природа» не ответило, как не отвечает и на обращения администраций ряда МО районов и городов. Проигнорировано и приглашение принять участие в заседании Совета Общественной палаты.

К какому заключению пришли участники заседания Совета Общественной палаты? Указанные недостатки позволяют говорить о проблемах в деятельности регионального оператора, управляющих компаний, недостаточном контроле со стороны профильного регионального министерства и органов местного самоуправления. Отмечается низкая экологическая культура населения — в нарушение законов, на контейнерные площадки жители выбрасывают строительный мусор, открывают несанкционированные свалки, поджигают пластиковые и заглубленные контейнеры, не ведут раздельный сбор отходов.

Необходима корректировка региональной программы с учетом реальных возможностей и усиление текущего контроля. Требуется разграничение зон ответственности всех участников реализации реформы, согласованность и открытость их действий. Вместе с тем, надо повышать информированность населения о ходе преобразований, обязательствах сторон и ответственности самих граждан.

Рекомендации, выработанные с учетом всех мнений и предложений, будут направлены правительству Оренбургской области, региональному министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, региональному оператору по обращению с ТКО, главам муниципальных образований области.

Вопрос остается на общественном контроле.