На декабрьском заседании 2024 года Совет депутатов утвердил бюджет Новоорского района на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов во втором (окончательном) чтении. Проект решения единогласно поддержан всеми депутатами.
Заместитель главы администрации по финансово-экономическим вопросам – начальник финансового отдела Светлана Костродымова представила ключевые параметры бюджета на предстоящий трёхлетний период.
– Светлана Анатольевна, многие читатели не обладают глубокими познаниями в финансовой сфере и зачастую испытывают затруднения при анализе статей доходов и расходов бюджета, а также отчётов об их исполнении. Как вы считаете, могут ли опубликованные цифры быть полезны обычному человеку, не связанному с финансами, или они представляют интерес исключительно для специалистов?
– Действительно, не каждому понятны цифры, отражающие бюджет района и его исполнение. Однако за этими цифрами скрываются конкретные планы и мероприятия, реализуемые администрацией района в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством.
Каждый из нас, даже не будучи финансистом, ежедневно сталкивается с финансовыми вопросами, управляя семейным бюджетом. Аналогично и районный бюджет формируется из доходов (налоги, дотации, субвенции, субсидии) и направляется на расходы: образование, культуру, ЖКХ, социальную поддержку.
На предстоящий год районный бюджет по доходам сформирован в сумме 1 091,5 миллиона рублей, по расходам – 1 101,5 миллиона рублей. Дефицит запланирован в размере 10 миллионов рублей.
Параметры бюджета на плановый период следующие. В 2026 году доходы и расходы запланированы в размере 1 040,7 миллиона рублей, дефицит – 0 рублей. На 2027 год доходы и расходы предполагаются в сумме 1 198,8 миллиона рублей, дефицит – 0 рублей.
Объём налоговых и неналоговых доходов на 2025 год составит 316,7 миллиона рублей, на 2026 и 2027 годы – 338,7 миллиона рублей и 354,7 миллиона рублей соответственно.
На программные мероприятия планируется в текущем году направить около 99 % общего объёма расходов, или 1 080,9 миллиона рублей, в два последующих – 1 033,5 миллиона рублей и 1 191,6 миллиона рублей.
– За прошедшие пять-шесть лет суммы не только расходной, но, что особенно важно, и доходной части районного бюджета заметно выросли. С чем это связано?
– Да, действительно за последние годы доходы бюджета выросли значительно. Если в 2020 году в бюджет района поступило 121,6 миллиона рублей налоговых и неналоговых доходов, то в 2025 году планируем – 316,7 миллиона рублей, то есть объём увеличился в 2,6 раза.
Основными источниками доходов бюджета являются налоги на доходы физических лиц (73 %), налоги на совокупный доход (15 %), доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (5 %).
В частности, большой рост наблюдается по налогам на доходы физических лиц, свидетельствующий о повышении уровня жизни и увеличении доходов населения.
Рост собственной доходной базы позволил администрации района решать многие вопросы, не прибегая к помощи областного бюджета. К примеру, только в 2024 году первоначальные расходы бюджета за счёт собственных средств были увеличены на 24,2 миллиона рублей.
– Какие задачи решает районный бюджет и как он взаимодействует с бюджетами сельских поселений?
– Районный бюджет выполняет несколько ключевых задач, направленных на обеспечение стабильного экономического и социального развития территории.
Во-первых, он способствует равному доступу жителей к муниципальным услугам, таким как образование, культура и транспорт. Это особенно важно в условиях разнообразия населения и разных социальных групп, проживающих в районе.
Во-вторых, районный бюджет направлен на реализацию мероприятий национальных и региональных проектов, которые способствуют улучшению качества жизни граждан. Это включает в себя строительство объектов и ремонт муниципальных учреждений, проведение мероприятий в сфере образования, культуры и социальной политики. Выделение средств в эти области позитивно сказывается на экономической активности района.
Взаимодействие районного бюджета с бюджетами поселений строится в соответствии с действующими федеральным, областным и местным законодательствами в рамках межбюджетных отношений. Все поселения получают дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Выравнивание бюджетов поселений производится исходя из их налогового потенциала по каждому поселению в расчёте на одного жителя. На 2025 год предусмотрено 64,3 миллиона рублей (рост к уровню 2024 года на 4 %).
Кроме дотации, выделяются средства на «внеплановые расходы» в виде иных дотаций для решения «горящих» вопросов органов местного самоуправления – естественно, при наличии дополнительных доходов районного бюджета. В 2024 году в целом дополнительно выделено 10,9 миллиона рублей, на 2025 год предусмотрено 8,6 миллиона рублей.
– Светлана Анатольевна, в чём выражается социальная направленность бюджета?
– Социальная направленность бюджета выражена в финансировании расходов на образование, культуру, социальную политику, физическую культуру и спорт. На 2025 год предусмотрены средства в сумме 864 миллиона рублей – более 78 % от их общего годового объёма. В 2026 году эта цифра должна превысить 82 %, в 2027-м расходы на социальную сферу планируются в объёме 84 %.
Важно понимать, как именно распределяются средства. Например, выделяемые на образование средства финансируются не только на содержание школ и детских садов, но и на программы дополнительного образования, поддержку талантливых учащихся и развитие инфраструктуры. Эти меры влияют на качество образования и создают условия для успешного обучения.
Районный бюджет активно поддерживает социальную политику, выделяя средства на программы по социальной помощи детей-сирот, отдельных категорий граждан, поддержку молодых семей. Эти инициативы способствуют улучшению жизненного уровня людей.
Таким образом, изучение бюджета, хотя и может показаться сложным, открывает возможность каждому гражданину понять, как именно распределяются ресурсы и какие проекты реализуются на уровне района, что позволяет активнее участвовать в общественной жизни и влиять на принятие решений.
